Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки Козачёк Е.З. Непосредственно образовательная деятельность по музыке для детей второй младшей подгруппы детского сада № 35 « Дождик в окошко стучится»
задачи:
§ развивать у детей внимание к явлениям природы;
§ помочь детям услышать общий характер музыки, изобразительные моменты в ней, динамические особенности, соответствующие названию пьесы;
§ предложить изобразить капельки дождя при помощи удара палочкой по стакану (стаканы наполнены разным количеством воды, поэтому при ударе палочкой по стакану возникает разный тембр звучания);
§ развивать звуковое восприятие и звукоподражание;
§ приобщать к художественно – оформительской деятельности.
Материал и оборудование: Пьеса «Дождик» Н. Любарского.
Металлофон, колокольчики. Магнитофон с дисками. Стаканы, наполненные водой. Палочки. Тучки с дождиком. У каждого ребенка вырезанный зонтик. Фломастеры или краски.
Предварительная работа: Слушать с детьми пьесу «Дождик» (русская народная песня, обработка Т. Попатенко). Научить их воспроизводить равномерный ритм музыкального заключения пьесы (на металлофоне и колокольчике). Научить двигаться врассыпную «по разным дорожкам».
Ход занятия
Дети свободно входят в зал и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю о дождике. Вот послушайте: «Жил-был дождик. Жил он вот в такой маленькой тучке (педагог демонстрирует картонную тучку). И дружил дождик с ветерком. Когда ветерок был тихим, и дождик капал потихоньку. Вот так (педагог слегка дует на тучку, серебристый дождик легко развивается). А когда ветерок дул сильно, и дождик сильно капал. Вот так (педагог дует сильно)».Давайте мы побудем сегодня ветерком и поиграем с дождиком.
( раздаю детям тучки с дождиком)
Упражнение на дыхание «Дождик» Автор: Печенкина Л.Г
Дождик, дождик, кап-кап-кап, тихо дуют
Это капает он так,
Дождик, дождик льется, сильно дуют
В руки не дается.
Музыкальный руководитель: Дождику скучно одному. (В это время воспитатель на металлофоне, находящемся за ширмой, воспроизводит звучание капелек дождя: соль – ми.) Это, наверное, дождик стучится к нам в окошко. Давайте его позовем! (Дети вместе с педагогом поют, повторяя мелодию дождика: «Дож-дик, кап-кап!» Воспитатель тихо воспроизводит мелодию на металлофоне.) Наверное, не все с дождиком поздоровались, поэтому он тихо ответил. Давайте звонко споем дождику! (Дети поют громче, воспитатель вслед за ними играет мелодию громко.) Вот видите, дождик услышал голоса всех ребят и звонко всем ответил. Дождик принес нам музыку, которая так и называется – «Дождик». Давайте сядем и послушаем музыку дождя.
Исполняется пьеса «Дождик» Н. Любарского.
Музыкальный руководитель: А теперь скажите, каким в музыке изображается дождик?
Дети (отвечают): Дождик тихий, капает чуть-чуть. Дождик сильно застучал. Тучка плакала и перестала плакать. Дождик веселый и звонкий.
Музыкальный руководитель: Вначале музыка напоминает лёгкий, маленький дождик – звучит тихо, прозрачно (исполняю 1-4 такты пьесы). Одни и те же звуки повторяются, звучат легко, как будто дождик совсем маленький. А что же дальше случилось с дождиком? Послушайте! (исполняю такты 5-20.)
Дети (отвечают): Дождик громко прыгает по крыше. Дождик стучит звонко в окошко. Гром гремит.
Музыкальный руководитель: Верно, капельки дождя стали падать бойко, вот и большие капли часто забарабанили в окошко, небо нахмурилось, и пошел настоящий весенний дождь. (Повторяю такты 5-20.) А что же дальше случилось? (Исполняю такты 21-25.)
Дети (отвечают): Дождик прошел. Тучка перестала плакать. Дождик маленький, тихий.
Музыкальный руководитель: Верно, снова закапал маленький дождик, мы услышали робкие отрывистые звуки, и дождик перестал идти. А сейчас будет звучать музыка «Дождик», а вы тихонечко встаньте и постарайтесь собрать капельки дождя в ладошки.
(Звучит пьеса «Дождик» Н. Любарского, дети под музыку ходят врассыпную, бегают «по разным дорожкам», «собирая капельки дождя».)
Музыкальный руководитель: А теперь тихо – тихо, чтобы капельки дождика не расплескались из ваших ладошек, подойдите ко мне и осторожно вылейте их вот в эти стаканчики. (Дети аккуратно «выливают капельки дождя» из ладошек в стаканы, которые заранее наполнены водой.) А какими инструментами можно передать звуки капелек дождя?
Дети (отвечают): Колокольчиками, треугольниками.
Музыкальный руководитель: Правильно. Сейчас мы изобразим капельки дождя ударами палочек по стаканам. (Показываю, как звучат капельки дождя, ударяя по разным стаканам – у каждого стакана свой тембр звучания.)
Звучит пьеса «Дождик», русская народная песня, обработка
Т. Попатенко. Дети оркеструют музыку равномерными
ударами палочек по стаканам.
Музыкальный руководитель: Я вижу вы очень подружились с весенним дождиком – он не зря постучал к нам в окошко. Но дождик устал – он побежал отдыхать к себе на тучку. (Показываю слайд с изображением тучки с закрытыми глазами.) Дети, а сейчас мы с вами поиграем.
Аттракцион «Кто быстрей пробежит под зонтиком?»
Музыкальный руководитель: Дождик, дождик,
Кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам –
Приходил бы лучше к нам!
Папам – сыро,
Мамам – грязно,
Нам с тобою –
Распрекрасно!
Дети приступают к работе. У каждого ребенка небольшой вырезанный из бумаги зонтик. Дети его разрисовывают разноцветными фломастерами.
Звучит приглушенно музыка.
Работы вывешиваются на мольберте.
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Дети, чтобы не разбудить дождик, тихо на носочках выйдем из зала.
Под тихую музыку дети выходят из зала.