Вы здесь: Главная Методическая копилка Разработки Христюк Е.И. Программа “Развитие пальчиковой моторики” для разновозрастной группы 4-7 лет
Информационная карта программы.
Тип программы: образовательная.
Образовательная область: познавательная, коммуникативная.
Форма реализации программы: подгрупповая
Возрастная направленность: средняя ,старшая ,подготовительная группа
Продолжительность реализации программ: 2 года.
Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы:
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения карандашом
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 25 минут и предполагают использование следующих форм:
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
Результатом работы по данной программе должно стать:
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
должны уметь:
Формы подведения итогов реализации программы:
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
Ø тестирование по индивидуальным карточкам,
Ø самостоятельные работы,
Ø беседа, выступления
Ø выставки графических работ
участие в конкурсах
Цель кружка:
1. Помощь специалистам ДОУ в развитие мелкой моторике рук.
2. Подготовка руки к письму.
Задачи кружка:
1. Создать на занятиях кружка атмосферу праздника, радости;
2.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
3.Овладение разными видами трудовой деятельности.
4.Умение создавать художественный образ своего изделия.
5.Овладение приемами работы с разными инструментами.
6.Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
7.Овладение нормами этики поведения.
Программа составлена с учетом меж предметных связей по областям:
1. Познание: занятия, наблюдения, беседы, игры.
2. Социализация: используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются различные танцы.
3. Художественная литература, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4. Коммуникация, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ и раскрывается через определенные темы ( приложение «Учебно - тематический план» ). Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства ,развитии коммуникативных .
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май .
Список литературы:
1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000
3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.
7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.
13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.